№2 (2013)

Содержание номера / Table of Contents

Статьи / Articles Стр./Pp. Скачать/Download
Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г.
Петр Иванович Зинченко (1903-1969): его жизнь и труды

Рассматриваются основные биографические сведения о советском психологе П.И. Зинченко, его роль в Харьковской психологической школе и развитии деятельностного подхода. Представлен анализ основных работ П.И. Зинченко по психологии памяти. Делается вывод, что теоретический и экспериментальный потенциал исследований П.И. Зинченко позволяет считать этого ученого одним из создателей деятельностного подхода к познавательным процессам, открывшим многие фундаментальные мнемические эффекты, которые значительно позже были “переоткрыты” в когнитивной психологии (в том числе эффект генерации и эффект глубины обработки).

Zinchenko V.P., Meshcheryakov B.G.
Peter Ivanovich Zinchenko (1903-1969): His Life and Works

1-23

24

Article
(pdf)

Abstract
(pdf)

Гончаров О.А., Романов С.Г.
Категориальные эффекты различения цветов. Часть 1. Лингвистический аспект

В трех частях данной статьи будет представлена серия исследований категориального восприятия цвета. В первой части описываются лингвистические особенности различения цветов русскими, коми и удмуртскими испытуемыми. Во всех четырех исследованиях выявляется категориальный эффект — межкатегориальное различение производится быстрее, чем внутрикатегориальное. Различия в системе цветообозначений, принятые в разных языках оказывают влияние на скорость различения цветов. Возрастная динамика меж- и внутрикатегориального различения цветов подвержена существенным изменениям. Наибольшие различия наблюдаются в младшем школьном возрасте, но они постепенно уменьшаются к среднему и старшему школьному возрасту. Ни в одном исследовании не выявлен эффект преимущественной обработки межкатегориальных цветовых стимулов в правом полуполе зрения (левом полушарии мозга), что противоречит данным ряда зарубежных исследований.

Goncharov O.A., Romanov S.G.
Categorical effects of color discrimination. Part 1. The linguistic aspect.

25-41

42

Article
(pdf)

Abstract
(pdf)

Назаров А.И.
Ассоциации без ассоцианизма

Понятию ассоциации придаётся новый (в отличие от классического) смысл: ассоциация рассматривается не как исходный и единственный принцип организации психических процессов, а как их естественная (натуральная) форма, которую они приобретают на конечной стадии своего формирования и без которой невозможно их оперативное функционирование в составе деятельности индивида. На примере серийных тематических ассоциаций показано, что ассоциативный ряд строится не по законам семантического сходства или совпадения во времени двух или нескольких событий, а представляет собой результат умственного манипулирования образом, который активируется названием темы и создаётся в релевантном ей жизненном опыте индивида. Анализируются некоторые свойства ассоциативной динамики, в которых отражаются индивидуальные особенности оперирования элементами активного субъектного знания.

Nazarov A.I.
Associations without associanism

43-77

78

Article
(pdf)

Abstract
(pdf)

Мещеряков Б.Г.
Скрытое опознание и неосознаваемый эмоциональный эффект лиц

Экспериментальные исследования феномена скрытого опознания лиц у пациентов с прозопагнозией и у нормальных испытуемых анализируются совместно с исследованиями неосознаваемого эмоционального эффекта лиц. Эти исследования рассматриваются с точки зрения гипотез первовидения (Е.Ю. Артемьева, 1980) и аффективного первенства (Р. Зайонц, 1980), которые предполагают, что в микрогенезе восприятия первичная эмоциональная оценка объекта (смысл, ценность) предшествует его осознанному опознанию (значение). Существующие экспериментальные доказательства скрытого опознания идентичности лиц у нормальных испытуемых не являются полностью убедительными и однозначными. Гораздо более убедительны доказательства многофакторного неосознаваемого эмоционального эффекта лиц.

Meshcheryakov B.G.
The covert recognition and unconscious emotional effect of faces

79-105

106

Article
(pdf)

Abstract
(pdf)

Мелёхин А.И.
Репрезентация времени детьми дошкольного возраста в норме и при задержке психического развития

В статье описывается вклад современных отечественных и зарубежных лабораторий в изучение познания времени детьми дошкольного возраста. Конкретизированы понятия «восприятие времени», «познание времени», «временные эталоны». Представлены результаты сравнительного исследования познания времени старшими дошкольниками в норме и с задержкой психического развития. Показано, что дошкольники используют временные представления и понятия, но эти представления носят несистемный характер, что соответствует описанному в литературе феномену «спутанности временных представлений». У их сверстников с задержкой психического развития временные представления отличаются бедностью и качественным своеобразием: неполнотой, фрагментарностью и неадекватностью.

Melehin A.I.
Representation Of Time Preschool Children In Normal And Mental Retardation

107-119

120

Article
(pdf)

Abstract
(pdf)

Кульчицкая Р.Ю., Воробьёва Е.В.
Психологические характеристики отцовства

Вопросы о сущности и структуре отцовства, ведущих факторах, влияющих на формирование готовности к отцовству, являются малоизученными и актуальными. С психологической точки зрения отцовство можно рассматривать как систему отношений к родительству в целом, к родительской роли, к себе как к отцу и к будущему ребёнку. В данной статье описывается поисковое корреляционное исследование на выборке мужчин (N = 30). В выборку вошли мужчины-отцы разного возраста, со стажем отцовства от 2 до 30 лет, имеющие различный социальный статус (женат – разведён) и уровень образования. В исследовании были использованы следующие проективные методики: методика “Кто я?” (М. Кун и Т. Маклартленд), методика “Сочинение” (на темы “Мой ребёнок”, “Моя жена”, “Я – отец”) и рисуночный тест “Моя семья”. Анализ данных показал, что, во-первых, степень принятия роли отца не связана ни со стажем отцовства, ни с характеристиками эмоциональных отношений к себе как к отцу, к ребёнку и к жене; во-вторых, достаточно тесные связи выявлены между отношением к себе как к отцу, отношением к ребенку и отношением к жене; и, в-третьих, различия в средних величинах показателей отношений у отцов, имеющих детей разного пола, были не значимыми.

Kulchitskaya R.Y., Vorobyeva E.V.
Psychological Characteristics of Paternity

121-131

132

Article
(pdf)

Abstract
(pdf)