№2 (2011)

10 августа 2011 г. — юбилей основателя кафедры психологии университета «Дубна» — Владимира Петровича Зинченко. В настоящем номере журнала ему посвящены две публикации. Преподаватели кафедры психологии и члены редколлегии Психологического журнала Международного университета природы, общества и человека «Дубна» поздравляют Владимира Петровича с днем рождения и выражают ему глубокую признательность за то, что он дарил и продолжает дарить и открывать людям и психологии «души прекрасные порывы».

Содержание номера / Table of Contents

Статьи / Articles Стр./Pp. Скачать/Download
Аллик Ю., Бахманн Т., Луук А., Тульвисте П.
Владимиру Петровичу Зинченко — 80

Авторы — известные психологи университета Тарту — вспоминают о своем долголетнем сотрудничестве с В.П. Зинченко, которое началось еще в начале 1970-х годов. Высоко оценивается благотворность этого сотрудничества для развития эстонской психологии.

Allik J., Bachmann T., Luuk A., Tulviste P.
Vladimir Petrovich Zinchenko – 80

1-6

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Сергин В.Я.
Сознание и мышление: нейробиологические механизмы

В статье рассматриваются нейробиологические механизмы сознания и мышления. Показано, что процессы автоотождествления в коре головного мозга могут порождать явное представление внешних и внутренних событий. Явное символьное представление сенсорных данных может порождать сенсорное осознание. Явное символьное представление результатов операционной активности мозга может порождать мысль. Если зрительное осознание — это видение внешних событий, то мысль – это видение результатов операционной активности мозга («внутренний взор»). Явное символьное представление внутренних данных позволяет произвольно управлять ми как обособленными объектами. Произвольное управление данными возможно посредством аппарата внутреннего сенсорно-моторного повторения. Примерами произвольного управления словами, символами или образами являются вербальное и зрительное повторение. Процедура повторения обеспечивает последовательность и непрерывность процесса рассуждений, его связанность и однозначность. Развиваемая концепция дает внутренне согласованное объяснение широкого разнообразия феноменов сознательной деятельности мозга, от осознания и мысли до воображения, рефлексии, гипноза и медитации, обнаруживая единство казалось бы совершенно различных психических явлений и универсальность нейробиологических механизмов их формирования.

Sergin V.Ya.
Consciousness and thinking: neurobiological mechanisms

7-34

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Кравчик К.Б.
Влияние музыкального обучения на развитие музыкального мышления и креативности

Работа направлена на создание инновационного музыкального педагогического процесса, который в отличие от традиционного, где преподавание идет с целью обучить игре на инструменте, формирует музыкальные способности и креативность, как образную, так и музыкальную. Студенты в классе фортепиано научаются смотреть на процесс создание музыкального произведение глазами изучаемого ими композитора.

Kravchik K.B.
Influence of musical education on development of musical thinking and creativity

35-40

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Казанская К.О.
Лонгитюдное исследование представлений младших школьников об органах тела

В статье представлены результаты лонгитюдного исследования развития представлений младших школьников (N=16) о внутренних органах. На протяжении обучения в младшей школе уровень представлений о внутренних органах возрастает у всех детей, но в разной степени. Представления детей о разных внутренних органах оказались различны, степень их развития на протяжении лонгитюда также оказалась различной. Результаты проанализированы с позиций гипотезы Выготского о развитии житейских понятий. Выдвигается предположение о детерминирующем воздействии школьного обучения на становление культурных форм телесного бытия.

Kazanskaya K.O.
Longitudinal study of representations of primary school children about body organs

41-50

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Ямалеева Э.Р.
Психология актерского творчества как основа сценического искусства

В чем основные принципы воспитания актера и как в его психике одновременно уживаются чувства сценического героя и собственные переживания как человека и как мастера? Какую роль отводят эмоциональной памяти в актерском искусстве? Существует ли единство актера-образа и актера-творца? Как воспитать уникальную личность, учитывая психологические аспекты актерского творчества, индивидуальные характеристики и способности актера? В чем суть двух течений — «искусства переживания» и «искусства представления»? Данная статья — попытка осветить эти и смежные с ними вопросы, касающиеся психологического анализа актерского творчества и природы сценического искусства.

Yamaleeva E.R.
Psychology of the art of acting as a basis of performing arts

51-55

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Мещерякова И.А. и др.
Дорогой Владимир Петрович! Объяснение в любви

В конце прошлого года магистранты кафедры психологии университета «Дубна» в качестве одного из заданий по курсу «Опросные методы в психологическом исследовании» должны были подготовить проект небольшого опросника о В.П. Зинченко, адресованного его бывшим студентам. Задание было воспринято с интересом и даже энтузиазмом, — ребята хорошо знают Владимира Петровича, который в течение 10 лет, с момента открытия, заведовал созданной им кафедрой и читал многие курсы. В назначенный (о, чудо!!!) срок проект был представлен, и после переработки я разослала опросничек коллегам по электронной почте с просьбой ответить и распространить далее. Вскоре поступили первые отклики. Ответы приходили с разных сторон — от людей лично знакомых, знакомых по публикациям и даже совсем незнакомых.
Поскольку письма продолжают приходить, а выход номера задерживать нельзя, мы публикуем ответы, которые поступили до 03.08.11. Письма, которые будут получены после этого срока, планируются к публикации в следующем номере нашего журнала или в очередном номере «Культурно-исторической психологии» (КИП). Мы специально не правили ответы наших респондентов, а лишь минимально привели их к единой форме. Благодарим всех корреспондентов!

Mescheryakova I.A. et al.
Dear Vladimir Petrovich! Declaration of love

56-76

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)